Floating Sound Gallery

Борис Шершенков

bs_500Борис Шершенков (Магадан — Санкт-Петербург).
Инженер и звукохудожник, куратор Лаборатории Электроакустической музыки LEMESG при ГЭЗ-21. В сфере интересов — электроакустическая импровизация, пространственная звуковая инсталляция, разработка и модификация музыкальных инструментов.


EAI jam с Олегом Макровым / Patrick K.-H.


Цифрофония (Digiphonia),
пространственная soundspace-инсталляция, 2014.

Boris Shershenkov, Digiphonia @ FSG. Photo by Anastasia Blur

Boris Shershenkov, Digiphonia @ FSG. Photo by Anastasia Blur

Boris Shershenkov, Digiphonia @ FSG. Photo by Anastasia Blur

Boris Shershenkov, Digiphonia @ FSG. Photo by Anastasia Blur

Несмотря на то, что создание индустрии цифровой техники в первую очередь направлено на дискретную информационную реальность, вместе с этим компьютерная промышленность создаёт множество реальных физических артефактов виртуальности, со временем устаревания технических качеств которых происходит их переход из области объектов технологии в область абстрактных объектов материальной культуры. Многие из них прежде всего являются объектами цифрового мира, но обладают акустическими и звуковыми свойствами, не переносящими звук как таковой в информационную сферу и позволяют создать совершенно особое качество звука, обладающего одновременно тремя качественно различающимися свойствами – как событие и физическое, и психологическое, и информационное, подобно воде, которая способна находиться в трёх агрегатных состояниях одновременно.


«Acousmath»,
инсталляция, 2018.

Акусмониум – это ансамбль подобранных громкоговорителей различных типов, которые, несмотря на внешнюю схожесть, отличаются друг от друга ничуть не меньше, чем различные инструменты оркестра. В зависимости от размера и количества динамических головок, акустического оформления и расположения, между двумя разными громкоговорителями может быть больше отличий, чем между контрабасом и флейтой. Природа этих отличий может быть вычислена и выявлена на слух с помощью автоматизированной акусматической установки «Acousmath», преобразующей пространство фойе в самодостаточный музыкальный инструмент – самозамкнутый акустико-математичекий звуковой генератор.
В звукообразовании участвуют три взаимодополняющих звена:
акустическое, состоящее из ансамбля подготовленных громкоговорителей и микрофона;
коммутационное, обеспечивающее распределение звукового потока в различные громкоговорители согласно определённому закону; электронно-вычислительное, собирающее акустические данные от распределённых источников прямого звука и отражений от стен, преобразующее их в цифровой вид и производящее различные математические операции с этими данными, результаты которых затем и преобразуются в слышимый звук.
Использование аутентичных динамиков и микрофона, изготовленных в 1970-е годы в СССР и во Франции, позволяет достичь характерного звучания, присущего ранним акусматическим экспериментам.


«Phonotron Delta with Double Injector», 2018.

7-канальная акусматическая композиция, документирующая процесс работы фононного синхротрона — кольцевой системы аудиопреобразователей, представляющих собой единый генератор колебаний. Система служит для поиска и выявления в звуковом сигнале элементарных квантов акустических колебаний — фононов. Пробы сигнала снимаются в реальном времени из 7 разных точек системы, каждой из которых соответствует отдельный аудиотрек.