Floating Sound Gallery

Пьер Шеффер

_Pierre-Schaeffer_500

Photo Maurice Lecardent 1955 © Ina

Пьер Шеффер (Pierre Schaeffer, 1910 – 1995)

Пьер Шеффер известен главным образом как изобретатель конкретной музыки (musique concrete) и специалист в области масс-медиа. Его музыкальные открытия и многолетняя работа в структурах французского телерадиовещания позволили — эстетически и технически — шагнуть за пределы социо-политических моделей современных ему средств коммуникации.

Музыкант по семейной традиции и инженер по образованию — а также писатель и композитор — он основал и руководил несколькими “невозможными но необходимыми” институциями:

  • 1942 — Studio d’Essai (“тестовая” студия)
  • 1960 — Service de la Recherche (исследовательский отдел)

и непосредственно посвященной “конкретной” или “экспериментальной” музыке:

В 1968 основал класс электроакустической композиции в Парижской Высшей национальной консерватории. В период между 1948 и 1951 написал “Шумовые этюды” (Études de bruit), а также “Симфонию для одного человека” (Symphonie pour un homme seul), Bidule en Ut и “Орфей” (Orphée) в сотрудничестве с Пьером Анри (Pierre Henry). В 1958-1960 — Études aux allures, “Этюды с движущимися звуками” (Études aux sons animés) и “Этюды с объектами” (Études aux objets). Затем в 1975 Le trièdre fertile (с Bernard Dürr) и в 1979 Bilude.


Пять шумовых этюдов / 1948, 16’12

1. Железнодорожный этюд, 2’48
“Тема поезда свободно трактуется в первой части, используя разнообразные формы ритмического развития. Первая часть немного напоминает тему с вариациями, затем вторая часть намеренно дистанцируется от иллюстративного характера звука, хотя состоит из тех же элементов. В итоге кода вызывает к жизни главную тему”.
П.Ш.

2. Этюд с турникетами, 1’53
По сравнению с предыдущим этюдом, “Этюд с турникетами” “беден” введенным в игру материалом: несколько ламеллофонов (или санс), набор колокольчиков, ксилофон и юла — “миниатюрный игрушечный оркестр”. В своей некоторой неуклюжести устройство этюда напоминает музыкальную шкатулку, намекающую на звучание воображаемого гамелана. Помимо ритмического остинато и процессов закольцовывания, легко различимы эффекты ускорения и замедления скорости. Вывод из этого предприятия — “Конкретные манипуляции создают новые формы”.
П.Ш.

3. Фиолетовый этюд, 3’17
“Техника ‘закрытого калибра’ — основа этой композиции; она состоит из отдельных звуковых и ритмических фрагментов в разных темпах и регистрах, образующих конструкцию, в которой в игру вступают иные процессы — реверберация, проигрывание звука в обратном направлении, и т.д.”
П.Ш.

4. Чёрный этюд, 3’53
“Первая ритмичная часть сменяется медленной мелодичной, затем возврат к ритмическим вариациями ломается медленным мотивом, развивающим тесситуры трёх разнородных материалов. Этюд завершается возвращением ритма, пробуждающего изначальный темп”.
П.Ш.

5. Этюд с кастрюлями (aka Патетический), 3’19
“В “Этюде с кастрюлями” баржа с французских каналов, американская гармошка и балийские жрецы удивительным образом поставлены в услужение богам проигрывателя пластинок — талантливый ансамбль с выгодными эффектами. И когда периодически — три раза — вступает приправленная кашлем настойчивая песня ‘Sur tes lèvres’, слушающие в первый раз справедливо поражены продуманностью, гармоничностью и бескомпромиссностью композиции. Так рождалась классика конкретной музыки”.
П.Ш.


Вариации для мексиканской флейты / 1949, 3’06
Произведение, изначально задуманное как лишь упражнение, берет начало в записи маленькой флейты с шестью отверстиями, привезенной из Мехико. Перкуссионные звуки получаются от постукиваний по корпусу инструмента. Осторожно применяемая реверберация преобразует работу, чьи выразительные средства сознательно ограничены, в завораживающую, щедро и разнопланово звучащую музыку.