Floating Sound Gallery

Франсис Домон

_dhomont_500

(c) Bea Borgers

Франсис Домон (Francis Dhomont, р. 1926) учился у Ginette Waldmeier, Шарля Кёклена (Charles Koechlin) и Нади Буланже (Nadia Boulanger). В конце 40-х в Париже, работая с магнитной пленкой, изучая музыкальные возможности звукозаписи, независимо от Пьера Шеффер (Pierre Schaeffer) интуитивно открыл то, что Шеффер позже назвал “конкретной музыкой”. Оставив инструментальную музыку, Домон целиком посвятил себя электроакустической композиции.
Страстный приверженец акусматики, c 1963 он сочиняет исключительно для пленки. Его работы отличаются живым интересом к морфологии звука и той неоднозначности, которая возникает при взаимодействии звука с изображением.
Обладатель престижного гранта за вклад в искусство от Совета по искусству и литературе Квебека. В 1999 его работы занимали первые места пять раз подряд на международных конкурсах в Бразилии, Испании, Италии, Венгрии и Чехии. В 1997 получил награду Victor Martyn Lynch-Staunton Канадского совета по делам искусств, а также стипендию DAAD на резиденцию в Берлине (Германия). Пятикратный лауреат Буржского международного фестиваля электроакустической музыки (Франция), в 1988 удостоился Magisterium Prize. В 1992 — второе место на фестивале Ars Electronica (Линц, Австрия).
Редактор спецвыпусков Musiques & Recherches (Бельгия) и Électroacoustique Québec: l’essor (Монреаль). Музыкальный соредактор Dictionnaire des arts médiatiques (опубликованного UQAM), лектор, автор программ на Radio-Canada и Radio-France.
В период между 1978-2005 делил своё время между Францией и Квебеком, где с 1980 по 1996 преподавал в Университете Монреаля. С 2004 живет в Авиньоне (Франция). Регулярно исполняет свои работы во Франции и за рубежом. Страстный путешественник, член нескольких жюри.
Композитор-доцент Канадского Музыкального Центра (CMC, 1989), сооснователь (1986) и почетный член (1989) Канадского Электроакустического Общества (CEC). В октябре 2007 Университет Монреаля наградил его степенью почётного доктора. Был президентом коллектива Les Acousmonautes (Марсель, Франция) до самого его конца в 2016, почетный патрон организации Klang Projekte Weimar (Германия). Награды Qwartz Pierre-Schaeffer 2012 (Париж, Франция), Baiocco d’oro 2012 (Перуджа, Италия), гран-при Giga-Hertz-Preis 2013 (Карлсруэ, Германия). В ноябре 2014 становится почетным членом Международной Конфедерации Электроакустической Музыки (ICEM). С ноября 2017 — почетный президент фестиваля Klang! (Монпелье, Франция).
В настоящее время в фокусе его работ композиция и теория.


Феникс XXI (PHŒNIX XXI, сокращенная версия 14’58) —  2016
Посвящается Инесе Викманн.

 

Архетипический символ перерождения и преемственности, что такое Феникс музыкальный?
Признак / подтверждение живучести акусматики в начале XXI века, разумеется.
Но также для меня это новая жизнь, дарованная древнему музыкальному праху, очень старым записям, реанимированным — и таким образом трансформированным — экстрактам инструментальных работ. Своего рода вечное возвращение, настоящее — столь выдающееся сегодня — в конечном итоге является лишь прошлым будущего.
“Феникс XXI” был написан по заказу INA-GRM в Авиньоне, Франция, в студии автора.  Композиция состоит из трех частей, её премьера состоялась 8 октября 2016 в Париже (MPAA Saint Germain, концерт INA-GRM). Работа была отобрана Futurs Composés — французской секцией Международного Общества Современной Музыки (ISCM) — для исполнения на Всемирных Днях Музыки в Пекине (2018).

Композиция удостоилась почетного упоминания на конкурсе Musica Nova (2016, Прага, Чехия).

© SACEM, Paris


Фонургия (Phonurgie) / 1998, 12’30
Посвящается Инесе Викманн и ее найденным объектам.

На излете ХХ века, пятьдесят лет спустя после эпохи первых проб и ошибок, Фонургия (Phonurgie, “работать над звуком, создавать звук”) представляет вашему вниманию один из современных примеров того, во что выросло новое независимое искусство звуков.
В отличие от других произведений, составляющих “Cycle du son”, Phonurgie не более чем отсылает к шефферовской идее “короткого звукового объекта” (bref objet), но по сути ставит точку в этой сложившейся практике; в то время как первая часть — Objets retrouvés — напротив, выводит из этого и материал, и структуру. Некоторые элементы словно бы парафразируют Novars (3я часть “Cycle du son”), которая, в свою очередь, комментируя комментарии, парафразирует “Этюд с объектами” (“Étude aux objets”, Pierre Schaeffer). Начало и конец отсылают к AvatArsSon (2й части “Cycle du son”). При всём при том можно сказать, что в этой — четвертой — части цикла намеки на ее происхождение тают в свете ее самой; родственные связи не отвергаются — скорее, ребенок наконец-то вырос и обнаруживает  себя самостоятельной личностью.
Хотя технология кардинальным образом меняется, и звуковая палитра никогда не будет прежней, звуковая морфология — как образ мысли и стиль письма — остается во всем своем многообразии, верная духу первых “concerts de bruit” — шумовых концертов.
Фонургия (Phonurgie) — 4я часть из 4-частного Cycle du son — была создана по заказу DAAD в 1998 в студии Syter (Ina-GRM, Париж, Франция) и в собственной студии композитора. Премьера состоялась 25 сентября 1998 в рамках фестиваля Inventionen (Берлин, Германия).В 1999 работа получила два первых приза — Международного конкурса электроакустической музыки CIMESP (Сан-Паулу, Бразилия) и Первого международного конкурса электроакустических произведений Ciber@RT (Валенсия, Испания). Работа была издана на дисках в сериях Inventionen ’98: 50 лет конкретной музыки (RZ 10009/10) и Musica Maximalista 6: III CIMESP (CD 199008708).