Floating Sound Gallery

Тодор Тодоров

_Todor-Todoroff_500

© Cassandre Sturbois

Тодор Тодоров
В 1987 в Брюссельском свободном университете получил диплом инженера электроники, специализирующегося в области телекоммуникации. Занял первое место на конкурсе электроакустической композиции в Королевской Консерватории (Брюссель, 1993), получил диплом аспиранта в Монсе (1996). Сооснователь и президент FeBeME-BEFEM -  Бельгийской Федерации Электроакустической Музыки, и ARTeM — “Искусство, исследования, технология и музыка” (Брюссель), сооснователь Форума композиторов (Forum des Compositeurs).

Исследовал обработку речи в лаборатории экспериментальной фонетики в Брюссельском свободном университете (1987-1988), затем был начальником отдела исследований в области компьютерной музыки на Политехническом факультете Королевской Консерватории в Монсе (1992-1997), где разработанные им инструменты использовались такими композиторами как Leo Kupper и Robert Normandeau. В рамках различных проектов сотрудничал с IRCAM — там его программными инструментами пользовались Joshua Fineberg, Emmanuel Nunes, Luca Francesconi и другие.
Представлял Бельгию в рамках European COST (Европейское сотрудничество в области науки и техники) на конференциях «Цифровые аудио-эффекты» (DAFX, 1997-2001) и “Управление аудио-системами с помощью жестов” (CONGAS, 2003-2007).
В 2008 — 2013 занимался исследованиями в Институте нового медиа-искусства в составе Университета Монса; в 2008 — 2015 преподавал в рамках программы цифрового искусства в Школе Искусств Монса.
Параллельно с другими проектами, начиная с 1993 в ARTeM разрабатывал интерактивные системы для студий, концертов, звуковых инсталляций и танцевальных перформансов, исследуя возможности широкого спектра сенсоров, включая системы сенсоров собственной разработки для виолончелиста Stevie Wishart и разработки для интерактивных аудио-визуальных инсталляций FoAM в Брюсселе.
В электроакустической музыке он демонстрирует особый интерес к многоканальной композиции и использованию пространства, к экспериментам в поиске новых методов звуковых преобразований и интерактивности, где большую роль играют жесты. Он транспонирует концепцию séquence-jeu (игра с объектами и микрофоном, имеющая целью получение звуковых объектов) в цифровую среду для достижения максимальной выразительности.
Параллельно созданию “зафиксированной” акусматической музыки, занимается разработкой управляемых жестами виртуальных инструментов для живых перформансов в диапазоне от импровизации с такими музыкантами как Jean-Paul Dessy, Eric Sleichim и Stevie Wishart до концертов с ансамблем и сольных концертов, в ходе которых он часто использует пространственные алгоритмы, разработанные им для Zirkonium в период резиденции в ZKM. В его аудио-визуальной работе «eVanescens», созданной совместно с видео-художницей Laura Colmenares Guerra, на виолончелистке Sigrid Vandenbogaerde надеты сенсоры авторской конструкции, благодаря чему своими движениями она трансформирует как акустику собственного инструмента, так и интерактивное видео.
Страстный приверженец диалога между различными формами искусства, он сочиняет музыку для кино, видео, танца, театра, создает звуковые инсталляции. Его длящееся по сей день сотрудничество с бельгийским хореографом Michèle Noiret началось в 1988, на данный момент выпущено 16 постановок. Он создает серии интерактивных инсталляций, часто в тандеме с художниками, как то с Marie-Jo Lafontaine, Fred Vaillant, Mario Benjamin, и Laura Colmenares Guerra.
Получил приз зрительских симпатий на Noroit Competition (Франция, 1991); удостоился упоминания (2002, 2005 и 2009), много раз был финалистом, а в 2007 занял первое место на Буржском фестивале.
Сочиняет музыку по заказу Парижской Оперы, Института Электроакустической Музыки (Бурж, Франция), Musiques Nouvelles (Бельгия), Art Zoyd (Франция), Ars Musica (Бельгия), Musée des Beaux-Arts d’Angers (Франция), Festivaal van Vlaanderen (Бельгия) and Zentrum für Kunst und Medientechnologie (ZKM, Германия).
Его музыка регулярно исполняется на международных фестивалях.


Нарушение равновесия (Rupture d’équilibre) / 1993, 95, 97, 10’17”
стерео, фиксированная плёнка.

Виртуальный маятник, смоделированный в компьютерной среде методом затухающей частоты колебаний гармонического осциллятора, пересекает зоны, чьи границы определяются пользователем в интерактивном режиме. Каждая зона запрограммирована реагировать как триггер для звука — его появления, интенсивности, тембра и / или частоты, в зависимости от скорости вхождения маятника в соответствующую зону.
Композитор играет на этом виртуальном инструменте при помощи потенциометра. В реальном времени он модифицирует массу, коэффициент жёсткости, коэффициент ослабевания, он также может добавить дополнительные внешние факторы. Все эти параметры в режиме реального времени влияют на характер, скорость и амплитуду движения, генерируя псевдо-репетитативные секвенции либо нарушая их равновесие.
Мрачная атмосфера населена псевдо-органическими виртуальными существами, которые пытаются сопротивляться раскачиванию и нарушить его регулярность. Периодически трансформируясь и искажаясь, меняя свой окрас, эти химеры появляются из ниоткуда и гипнотизируют нас своими вибрациями…
Исчезновение, появление, размножение. Слышатся стоны… или зовы? Ответы? Неизбежен ли коллапс? Можем ли мы что-либо замедлить или даже остановить? Случайность или судьба — так или иначе, неопределённость правит балом. Нет смысла сопротивляться…


Материалы (Matières) / 2003, 9’50”
стерео, фиксированная плёнка,

по заказу Культурного Центра Валлонского Брабанта (CCBW).

В произведении “Matières” (“Материалы”), написанном специально для издания “Тело в пространстве: новые материалы в архитектуре после 1850” по заказу Культурного Центра Валлонского Брабанта в 2003, я хотел не просто передать акустику материалов, использующихся в архитектуре, но сфокусироваться на индивидуальном слушании человека, потенциально находящегося — или передвигающегося — в этих помещениях. Для этой цели я решил дать жестам говорить самим за себя — покраска, поглаживание, потирание поверхности или удар по ней; или например берешь предмет и роняешь его, или толкаешь, или катишь через комнату…
Мне представлялось важным держаться базовой концепции конкретной музыки при записи звуков — сохранять звуковые характеристики предметов и пространств, в которых они резонируют. Поэтому записи были произведены на аналоговую магнитную пленку, и никакие эффекты или обработки не использовались — за исключением ускорения и замедления скорости воспроизведения и проигрывания задом наперед. Вся реверберация — естественного происхождения.
В процессе сведения и микширования, однако, я решил отказаться от “означающих” звуков (таких как шаги, скрипы или хлопанье дверьми) и сконцентрироваться на звуковой морфологии и энергии различных жестов, на реверберациях разной продолжительности, акустической смене пространств, разнице между близкими и далекими звуками. Таким образом были созданы химерические пространства, в которых жесты ведут диалог с материалом.


За гранью разделения
(видео — Лаура Колменарез Гуэйра)

Те ручьи помнят свои старые пути. Каждая падающая капля начинает свой и заканчивает свой путь в одном колодце. Есть ли какая-то автономность в поисках истины?
… Она верила, что судьба принадлежит ей, но по мере того как лабиринт темнеет, она уже не может сопротивляться силе, с которой он засасывает её всё глубже и глубже.
“За гранью разделения” вынуждает зрителя проникать в глубины собственного разума, словно взбираясь на крутой утес человеческой психики.
“За гранью разделения” — это совместная работа видео-художницы Laura Colmenares Guerra и композитора Todor Todoroff, изначально видеоряд создавался для электроакустической пьесы “Dédales”.
При участии: Anonymous и Valeria Garre.