Floating Sound Gallery

Жиль Рако

Жиль Рако (р. 1951)
Родился в Париже. Изучал изящные искусства и музыку. Самостоятельно изучал музыкальную композицию, удостоен упоминания в международном конкурсе композиции в Берлинской Академии Искусств (Akademie der Künste, 1970).
Ученик Пьера Шеффера и Ги Ребеля в Парижской Консерватории (Conservatoire National Supérieur de Musique de Paris, 1979-1982).

Начиная с 1983 сотрудничает с INA GRM. На волне зарождения концепций множества программных средств обработки звука создал несколько пьес, объединяющих инструментальное звучание и его преобразование компьютером. В последующем написание его инструментальных работ обогащается техниками, полученными в этом контексте.
Принимал участие в музыкальной реализации образовательных программ “l’Oreille en Colimaçon” на радиостанции France Musique (1982-86).
Принимал участие в работах Института исследования и координации акустики и музыки (IRCAM, 1985).
Лауреат премии “Hors les murs” Виллы Медичи (1995). Композитор-исследователь в команде “Анализ/Синтез” IRCAM (1998).
Приз за пьесу “Vifs Instants” для инструментального ансамбля и электроакустики на Международном конкурсе электроакустической музыки в Бу́рже (1998).
Один из основателей и действующих лиц Молодёжного форума музыкального сочинительства — художественного мероприятия в рамках Международного сообщества современной музыки (SIMC), созданного для продвижения молодых композиторов всех музыкальных дисциплин.
Преподавал композицию (как инструментальную, так и электроакустическую) в Консерватории Блан-Мениля.
Автора более чем сорока сочинений, наиболее значимые из которых: Jubilud’à (1984) для шести голосов, флейт, саксофонов, виолончели и электроакустики; Aestuor (1986) для семи духовых и двух ударных инструментов; Subgestuel (1990) для шести перкуссионных инструментов и электроакустики; Ops (1992) для большого оркестра; Vifs instants (1996) для камерного оркестра и электроакустики; Hautes lices (2001) для струнного оркестра, трёх перкуссий и электроакустики; Chronomorphoses (2002) — электроакустическая сюита в 10 действиях; Ipso (2004) для кларнета и электроакустики; Temps composés (2006) для 11 музыкантов и электроакустики.


“Фонофония” (“Phonurgie”) / 1997-98, 20’00”
Создано по заказу Министерства Культуры Франции к празднованию 50-летия конкретной музыки в INA GRM. 

Фонофония — звуки посредством звуков, в противовес симфонии — соединению или сочетанию звуков.
Исходный материал Фонофонии — небольшое число звуков музыкальных инструментов (флейта, фагот, труба, струнные и некоторые ударные), из которых, посредством последовательных разветвляющихся преобразований получается множество тембрально смешанных звуков.  Необходимо также отметить, что при создании части наиболее динамичных и насыщенных фактур использовался синтез.
Общая избытычность, фонетическое дублирование и заикание в названии произведения отсылают к ощущениям музыканта в процессе репетиций, торжеству повторений или удовольствию возвращения, мукам композитора, постоянно отслеживающего повторы в произведении. Это ощущение скорости, напряжения, возмущённых толп, надвигающихся грозовых туч, анимированных с использованием наложения текстур и взрывных эффектов природных явлений, постоянно будоражащее автора.

Текст из каталога, аннотированного Пьером-Альбером Кастане в книге “Жиль Рако — полихромные портреты” (Gilles Racot – Portraits polychromes), совместное издание INA и CDMC (Национальный институт аудиовизуальных искусств, Центр документации современной музыки).


“Эпифонии” (“Épiphonies”) / 1993, 21’00”
Создано по заказу INA GRM.

Созданные по инициативе Франсуа Бейля, Эпифонии наследуют идеи более раннего произведения Subgestuel для шести ударных и фонограммы. Оба произведения основаны на одних и тех же приемах цифровой обработки звука. Их гармоническое развитие схоже, но не идентично — был использован один и тот же приём гармонического нарастания через взаимное умножение девяти основных созвучий четырьмя гармонайзерами, генерирующими комплексы из 4, 8, 16, 32, 64 и т.д. гармоник). Если музыкальным материалом Subgestuel были ударные и перкуссивный жест, то в Эпифониях это в первую очередь голос, что отчасти отражено в названии — ἐπι-φωνή (epi-phōnḗ) — надголос (а также надзвук).
Название нам понравилось еще и потому, что оно одновременно отражает и суть пьесы, и саму идею продолжения одного сочинения другим — продолжение или продление звука (в понимании его прослушивания), продолжение работы над звуком (надзвук). Последнее также отсылает к методу экстраполяции звука, персональному, но не эксклюзивному, всегда одному и тому же, состоящему в выборе очень коротких (в несколько секунд) звуковых фрагментов, из которых посредством ветвящихся преобразований сплетается произведение. Фрагменты получены из отдельных инструментальных и вокальных кусочков (отсюда множественное число в названии), обработанных при помощи цифровой музыкальной системы SYTER, предшественницы знаменитых GRM Tools.
Сочинение для голоса — одно из самых деликатных, и в момент “реинкарнации” исполнителем возможны самые волнительные сюрпризы. Что говорить о часах и днях, проведённых в студии с этими виртуальными голосами, расщеплёнными и собранными, смешанными и перемешанными до бесконечности, до тех пор, пока не будет найден точный баланс… Эти песни, которые мы пережили и сочинили, были самыми сильными моментами… эти сотканные голоса, неожиданно рассказывающие о вещах за пределами их создания… возможно, именно об этом и должен мечтать композитор.
Ж.Р.


Chronomorphoses
Intégrales / 2002-2006, 52′, сюита в 10 частях.
По заказу Франции и INA-GRM. 

1. Ronde minérale.
2. Fureur étincelles.
3. Ombres d’hommes.
4. Mémoire de lune.
5. Lumières de fêtes.
6. Terre itérative.
7. Comédie minuscule.
8. Dynamique coquillage.
9. Le lit des vents.
10. Mues d’eau.