Floating Sound Gallery

Дмитрий Курляндский

Dmitri-Kourliandski_500

Дмитрий Курляндский.
Родился в Москве в 1976 году. Окончил МГК им. Чайковского и аспирантуру у Леонида Бобылева. Его сочинения были отмечены на конкурсах в России, Франции, Англии. Победитель международного конкурса Гаудеамус в Голландии (2003). Гость Берлинской программы для деятелей искусств (2008). Победитель Премии Джанни Бергамо в Швейцарии (2010). В 2010 – композитор ансамбля 2e2m (Франция). Победитель конкурса на оперное сочинение Иоганна Йозефа Фукса в Австрии (2011). Лауреат премии фонда Андрея Вознесенского «Парабола» 2016. Лауреат премии имени Франко Аббьяти 2017. Лауреат Московской Арт премии 2020 и премии Золотая Маска 2021.

Приглашенный профессор музыкальной академии Impuls в Граце (Австрия), композиторских курсов Sound of Wander в Милане, композиторских курсов в Руайомоне (Франция), встреч молодых композиторов в Апельдорне (Голландия), COURSE (Украина), Tzlil Meudcan (Израиль), Ticino Musica (Швейцария), Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Россия), консерваторий в Амстердаме, Милане и Сан-Себастьяне и др. Музыка Курляндского регулярно звучит на фестивалях, включая Donaueschingen, Ruhrtriennale, MaerzMusik, Venice biennale, Musica Strasbourg, Huddersfield, Wien modern, Athens festival, Archipel, Transart, Klangspuren, Elektra Montreal, ISCM WMD, Warsaw Autumn, Территория и др. Произведения Дмитрия Курляндского издавались на лейблах FANCYMUSIC и Col Legno. Композитор сотрудничал с такими дирижерами как Теодор Курентзис, Федор Леднев, Филипп Чижевский, Дмитрий Васильев, Сюзанна Малькки, Райнберт де Леу, Роланд Клуттиг, Беат Фурер, Юрьен Хемпел, Марио Брунелло и др. Среди исполнителей – оркестры SWR, MusicAeterna, Национальный оркестр Лиона, Оркестр фонда Артуро Тосканини, Стокгольмский новый камерный оркестр, J.Futura, Московский симфонический оркестр, оркестр Омской филармонии и др., ансамбли KlangForum Wien, ASKO и Schoenberg, InterContemporain, Recherche, 2e2m, L’Itineraire, Contrechamps, KNM, Aleph, Slagwerkgroep den Haag, Champ d’action, Quatour Diotima, Kairos quartet, Sonar quartet, МАСМ, eNsemble, Студия Новой Музыки, N’Caged, Questa Musica, Наталья Пшеничникова, Татьяна Гринденко и Opus Posth и др.

Основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке – Трибуна Современной Музыки (2005–2009). Один из основателей группы композиторов Сопротивление Материала (СоМа). Член союза композиторов России. Художественный руководитель международной академии молодых композиторов в Чайковском. С 2013 года – музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский.



Письма счастья
 (отрывок из 6 акта)
, 10’ / 2020

Идея оперы пришла буквально в начале периода изоляции — в 20-х числах марта. Все мы регулярно получаем спам, в частности, так называемые «нигерийские письма» (в них излагаются трагические судьбы вымышленных богатых персон и предлагается разделить капитал, оставленный жертвами аварий и смертельных заболеваний). В ситуации, когда коммуникация с внешним миром ограничена и общение в большой степени вытеснено в интернет, мне показалось интересным представить, что эти вымышленные персонажи и виртуальная реальность оказываются единственным миром, с которым возможно взаимодействие. Практически весь материал оперы — и текстовый, и визуальный, и музыкальный — получен при помощи доступных онлайн генераторов случайных текстов, мелодий, ритмов и фотографий несуществующих людей (и котов). Генеративные тексты зачитываются стандартными компьютерными голосами. Возможно, что и слушатель этой оперы такой же несуществующий, виртуально сгенерированный персонаж.

Часть звуков взята из онлайн-библиотек, часть записана музыкантами — Владимиром Горлинским (гитарные сэмплы), Антоном Светличным (синтезатор) и Алексеем Кругловым (саксофон). В программе, созданной совместно с Олегом Макаровым, весь этот материал подвергается фрагментации и деформации, также следуя рандомному принципу. Тем не менее, я задаю определённое направление этому потоку случайностей, так что на выходе получаю именно тот результат, который мне нужен в том или ином акте.
Для пяти актов оперы видео делал я сам. Во втором акте представлена работа музыканта и мультимедиа артиста Александра Сереченко, также основанная на принципе случайности. В шестом акте — работа видеохудожника Марины Черниковой, вдохновлённая идеями психогеографии, имеющей своё особое отношение к случайности.
Кстати, при желании, в опере можно даже обнаружить некий сюжет. Четыре несуществующих персонажа («авторы» нигерийских посланий) живут в несуществующем Арглтоне (реальный несуществующий город). Однажды они получают письмо с угрозой от Анонимного Хакера. Один из персонажей знает Хакера и рассказывает его историю. Персонажи устраивают онлайн-конференцию на которой решают, как им расправиться с Хакером. Покончив с проблемой, они собираются в местном баре и читают стихи. В финале оперы оказывается, что между женскими персонажами существует любовная связь.