Floating Sound Gallery

Жан-Клод Риссе

Jean-Claude-Risset_500

Родившийся в 1938, Жан-Клод Риссе учился игре на фортепиано а также изучал композицию у André Jolivet, параллельно занимаясь наукой в École Normale Supérieure. Известен как один из пионеров компьютерного синтеза звука наряду с Max Mathews и John Chowning.
В 1960, работая в Bell Laboratories, он занимаестя расчетами параметров цифровой имитации акустических инструментов, а также психоакустических парадоксов и иллюзий — нечто сродни акустическому эквиваленту рисунков Эшера. В Орсе он создает первую европейскую систему цифрового синтеза звука.
Создавая IRCAM, Pierre Boulez приглашает Риссе возглавить отдел компьютерной музыки. Позже Риссе продолжает эти исследования в Laboratoire de Mécanique в Национальном центре научных исследований CNRS (Марсель).
В таких работах как “Little Boy”, “Mutations” и “Songes or Sud” Риссе использует компьютер для “лепки” звука, добавляя ему музыкальной экспрессии — подобно тому как с материалом работает скульптор. Он идет дальше создания музыки из звуков — он сочиняет сам звук; он работает скорее со временем в звуке нежели со звуком во времени.
Риссе делает ряд работ, где акустические инструменты находятся в непосредственной связи с компьютером и генерируемыми им звуками. Будучи композитором-резидентом M.I.T. Media Lab, в 1989 он впервые создает работу, ”Duo pour un pianiste”, где исполнителю на фортепиано аккомпанирует реагирующий на него компьютер — на том же самом фортепиано.
Жан-Клод Риссе покинул этот мир в ноябре 2016.


Songes, 9’10 / 1979, 4 tracks