Floating Sound Gallery

Виктория Моргунова

VICTORIA-MORGUNOVA_500

Виктория Моргунова – медиа-художник, музыкант, саунд-артист. Родилась 08.01.1995 г. в г. Тверь, где с отличием закончила школу искусств при Тверском колледже культуры им. Н.А. Львова. В 2011 г. начала заниматься живописью (самообучение). В 2012 г. переехала в г. Санкт-Петербург, поступив в ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова. В 2013 г. начала писать прозу. В 2015 г. поступила в СПбГУ на факультет психологии, занималась научно-исследовательской деятельностью, также посещала в качестве вольнослушателя философский факультет (различные семинары, лекции, конференции, спецкурсы /e.g., “Стиль как явление культуры” Устюговой Е.Н. и др./). В 2016 г. начала писать поэзию, экспериментировала с языком. С 2016 г. обучалась живописи в мастерской А.С. Заславского, участвовала в выставках современного искусства в Санкт-Петербурге. С конца 2017 г. занимается электронной экспериментальной музыкой. С 2019 г. занимается саунд-артом, звуковой поэзией и другими звуковыми практиками. В 2020 г. обучалась в Лаборатории Новых Медиа. Области деятельности и сферы интересов: саунд-арт, звуковая поэзия, радио-арт, экспериментальная электронная музыка, многоканальные инсталляции, перформативное искусство. Работы Виктории тесно связаны с поэтизацией и вербализацией звука, семантикой звуковой и радио-поэзии на стыке с современной радикальной электронной музыкой.


C.R.N.S. 24’50” (отрывок, полная версия 40’55″) / 2020

Квадрофоническая инсталляция Виктории Моргуновой «C.R.N.S.» (Communication by Radio Number Stations) является результатом работы с записями так называемых номерных радиостанций (диапазон радиоволн с частотой от 3 МГц до 30 МГц), включающую в себя обработку записанного сигнала в режиме реального времени.  Номерные станции — это коротковолновые радиостанции, созданные и используемые различными спецслужбами для передачи данных шпионам, разведке и др. военным агентам на территории иностранных государств. Они передают в эфир зашифрованные сообщения в виде групп цифр или букв, используя синтезированный компьютером голос, голос диктора, код Морзе, либо цифровой режим. В то время как методы шифрования, используемые большинством номерных станций, неизвестны, многие полагают, что в большинстве случаев используется одноразовый код: математическое добавление набора случайных чисел (ключ) к открытому тексту, который может быть использован только один раз и должен быть уничтожен после использования. В широком смысле проект посвящен теме коммуникации. В данном случае коммуникация рассматривается не как диалогичный межличностный, а как однонаправленный процесс. Вместо субъект-субъектных отношений появляются субъектно-объектные, где другая сторона превращается в пассивный объект воздействия. В соответствии с Линейной (классической) моделью коммуникации Г. Лассуэлла (1948) и Шумовой моделью коммуникации К. Шеннона — У. Уивера (1949) можно охарактеризовать данный проект как репрезентацию в музыкальной форме коммуникационного процесса линейного и однонаправленного характера, при котором обратная связь отсутствует и не рассматривается. Согласно Ж. Деррида не может быть коммуникации до конца чистой и успешной, не искажающей восприятия истины, как и не может быть истины без лжи и заблуждения.  Но в данном случае мы имеем сигнал, декодировать который можно единственно возможным образом (т.е. возможность искажения семантического аспекта восприятия сигнала отсутствует). В то же время мы не можем претендовать на осуществление раскрытия смысла послания. Тем самым проект предлагает оказаться в пространстве однозначных сигналов с различных номерных радиостанций (активных и уже прекративших свою работу), поднимая вопрос неоднозначности интерпретации, восприятия и осмысления процесса коммуникации как такового. А также дает возможность каждому стать тем самым «неизвестным» (т.е. воспринимающим) в этом «уравнении» коммуникации и осуществить собственную расшифровку посланий. * Дополнительные сведения: Помимо того, что данный процесс линеен и является однонаправленным, возможны дополнительные помехи («факторы дисфункции» согласно К.Шеннону и У.Уиверу) в передаче и восприятии сигнала, что также затрудняет процесс декодирования. Например, в декабре 2018 года Зуммер (сигнал The Buzzer) был прерван (как предполагается) голландской пиратской станцией, исполняющей русскую музыку, и сиреной воздушного налета одновременно с сигналом зуммера. В марте 2014 года голландский HAM вовсе прервал зуммер (18 марта 2014 года стало кульминацией крымского кризиса). Голоса дикторов часто сгенерированы или необратимо искажены при помощи электроники или программ-вокодеров, — что исключает определение национальности и других особенностей диктора. Некоторые станции дублируют свои передачи, кроме голосовых сообщений, телеграфным кодом Морзе на других частотах. Известен единственный случай передачи открытого сообщения номерной станцией, в данном случае E10 MOSSAD. В 22:00 UTC, 15 марта 2006 года на частоте 5339 кГц, идентификатор «Kilo Papa Alpha», было передано повторяющееся сообщение: «KPA G1O2O3D4N5I6G7H8T», если убрать порядковые числа, то получается «GOODNIGHT». Аудиозапись была сделана участником Yahoo группы ENIGMA2000. В некоторых странах, например, в Великобритании, прослушивание номерных радиостанций без официального разрешения является незаконным.