Floating Sound Gallery

Фолькмар Клин

photo (c) Markus Gradwohl

Выросший в Вене Фолькмар Клин (р. 1971) с детства погружён в глубины музыкальной жизни города, полную славных традиций и глубоко укоренившихся ритуалов. Стоя на этом фундаменте, сегодня Клин стремится расширить традиционные практики композиции, исполнения и слушания музыки за сложившиеся пределы концерта. Он работает в областях как слышимого так и подчас не слышимого звука, наводя мосты между различными сферами человеческого восприятия, их проявлениями и смыслами.

Его работы пользуются широким признанием, участвуют в выставках, показываются и исполняются, он получает заказы от институций, кардинально отличающихся по роду деятельности. Клин написал балет по заказу Volksoper (Vienna, Austria), центр EMPAC (Troy, NY) пригласил его к созданию многоканальной звуковой инсталляции, а в работе “Ауральные коды”, поддержанной Arts Council England, он превратил радио-волны Лондона в своё выставочное пространство, куда приглашались к участию и взаимодействию местные жители. Его совместные проекты с танцорами показывались в ZKM Karlsruhe, Франкфуртском балете, Hayward Gallery (London) и в New Museum (NY, совместно с компанией Martha Graham).

Получив докторскую степень по электроакустической композиции в Университете Лондона, он работал в Королевском Колледже Искусств и ряде других институтов Лондона, затем — в Австрийском Институте исследований искусственного интеллекта и в Университете Музыки и Исполнительских Искусств (Вена). В настоящее время он — профессор по композиции в Университете Антона Брукнера (Linz, Austria) и куратор одной из важнейших венских площадок, посвященных экспериментальной электронной музыке и саунд-арту — Musikwerkstatt Alte Schmiede. 


“Umfassen – Umfangen” (“Охватывая — огибая”)8 каналов, 09’28″ / 2015-16.

Окружая слушателей громкоговорителями, Фолькмар Клин меняет природу вещей. Мир, который он при этом создает, хотя и наполняет сферу слуха, для глаз остается невидимым, так что в целом не вполне реален.

Композиция охватывает аудиторию, и та оказывается в звуковом море. Пространство делится на “внутри” и “вне” круга громкоговорителей, электроника дает сильное ощущение виртуального присутствия, звуки наводняют «внутреннее» пространство, а слушатель может совершить выбор — поддаться этому потоку или идти «против течения», что создает два варианта слушания.


“Zum Großen Ganzen” («К великому целому»)8 каналов, 32’50″ / 2012.

Das Weiten, zum Großen hin (05:19)
Ankündigung / Himmelszelt (03:39)
Salzwand (03:23)
Antiphon (03:49)
Bestimmung (02:55)
Erscheinung / Niederkunft (01:56)
Das Große, unmittelbar (11:17)

Музыка всегда развивается в сообществах, напоминающих религиозные. Даже если это всего лишь музыка для колонок, она дает импульс к единению. Она требует соучастия в совместном музыкальном времяпрепровождении — даже если это соучастие сводится к простому прослушиванию, а из присутствующих — только громкоговорители. Они — как знаки на дороге, ведущей — через общность — к моменту, где возникает вечность.